Видеокамера Panasonic HC-X920
Наконец-то у нас в руках оказалась камера, являющаяся продолжением культовой, как ни пафосно это звучит, линейки. Первый же взгляд на аппарат и первое же знакомство с его техническими характеристиками подтверждают ожидания: матрицы с еще бо́льшим количеством пикселей, усовершенствованное программное обеспечение и, конечно же, Wi-Fi, без которого сегодня не обходится уже ни один производитель видеокамер.
проводили опыты, измеряя разрешающую способность одной из камер на максимальном оптическом зуме и максимальном интеллектуальном зуме. Результат опытов не утешает: во втором случае разрешение камеры серьезно падает.
Проблема автоматического баланса белого волнует, наверное, большинство пользователей. Просто потому, что это большинство желает рассматривать видеосъемку в качестве оптимального способа запечатлеть событие, в духе «выхватил камеру — навел — нажал REC». В особенности это касается съемки маленьких детей — никто не в состоянии заставить ребенка повторно выкинуть тот же фортель. А бывает и так: банально некогда возиться с листами бумаги или специальными крышечками для ручного выстраивания правильного баланса белого.
Как правило, при хорошем дневном освещении, на улице, видеокамера не обманывает. Цвета естественные, без «зелени», которую многие замечали в прошлых моделях камер. А вот в сложных условиях, когда освещение состоит из нескольких — тем более разных! — источников света, с разной температурой… Тут за результат ручаться крайне сложно. Следующий ролик это покажет: спортзал, где велась съемка, освещается как лампами накаливания (красный спектр), так и ртутными светильниками. В результате получаем абсолютно непредсказуемый цвет в кадре, который, между прочим, во многом зависит от того, куда, на какой источник света была направлена камера при первичной автоматической настройке баланса белого — проще говоря, при включении камеры.
Следующий ролик посвящается тем пользователям, которые, желая сэкономить, приобретают видеокамеру подешевле, классом пониже — ту, у которой отсутствует кольцо ручной настройки. Дело в том, что с помощью сенсорного экрана невозможно так быстро и точно изменять параметры (зум, фокус и т. д.), как с помощью поворачивающегося кольца. Стандартный контрастный автофокус, присутствующий в камере, ни за что не наведется на нужный вам объект (в данном случае — на купол церкви), если в поле зрения камеры имеются более удобные для фокусировки объекты (ветви деревьев). Такая наводка возможна только в ручном режиме, и кольцо здесь — единственный быстрый и несложный способ произвести фокусировку.
Компенсация контрового света — часто необходимая функция, без которой съемка против источника освещения будет напоминать театр теней. Активированный режим компенсации позволяет частично уменьшить контраст сцены, высветлив затемненные области. Необходимо помнить о такой возможности. И жаль, что для такой функции не имеется отдельной кнопки на корпусе — ее заменяет соответствующая пиктограмма быстрого доступа на сенсорном ЖК-экране.
Каждый волен устанавливать свои правила при съемке в тех или иных условиях. Правда, результат таких вольностей иногда удручает. Поэтому в очередной раз — и мы не устанем это делать — хочется напомнить о способах съемки в условиях слабой освещенности. В данном случае — при почти полном отсутствии света, ночью. Не зря видеокамера снабжена селектором выбора сцен. Если пользователь не желает вручную выставлять нужные значения диафрагмы и усиления, этот селектор — к его услугам. Тем более список сцен охватывает, пожалуй, все ситуации, могущие возникнуть при съемке. Имеется тут и предустановка с названием «Свеча». Понятно, что речь идет о темной сцене с одним или несколькими источниками слабого света. Наглядное сравнение съемки в таком режиме и в режиме полного «автомата» (без выбора сцены) приводится ниже:
Какой из результатов кажется предпочтительнее — зависит от запросов. Если шум, мельтешащий в кадре, не режет глаз, то и автоматический режим с его полным усилением подойдет. Однако более-менее чистую картинку можно получить, только выключив усиление, что и делает режим выбора сцены.
Впрочем, бывают исключения. Например, кот, спрятавшийся в тени, скорее всего, не будет виден без усиления. В этом случае камера в автоматическом режиме — лучший помощник. То же касается и съемки, производимой в полутьме с меняющимися параметрами освещенности — например, из автомобиля, движущегося по ночной улице. Здесь требуется другое умение автомата: быстро реагировать на изменения освещенности, подстраивая под них параметры. Вручную вряд ли успеешь.
Наглядно представить разницу в детализации каждого из режимов записи можно с помощью следующего ролика и стоп-кадров (оригинальное видео можно скачать ниже):
Не стоит сомневаться: если желаете сохранить максимальную детализацию и качество — снимайте только в режиме 1080 50p. Другие режимы не могут гарантировать отсутствие недостатков в кодировании. Хотя даже в таком, казалось бы, наивысочайшем режиме, камера все равно допускает появление артефактов, пусть и почти незаметных. Наиболее сложными объектами для кодирования считаются вода и огонь — в «старшем» режиме камера записывает их следующим образом:
На обоих стопкадрах можно разглядеть небольшие «засечки», пикселизацию — сложность сцены берет свое. Но подчеркиваем: увидеть артефакты можно только на стоп-кадрах. В движении, при живом просмотре их ни за что не увидишь.
Многие читатели и почитатели видеокамер жаждут увидеть в обзоре очередной новинки сравнение с прежними моделями камер. К сожалению, удается это не всегда. Точнее, почти никогда, потому что видеокамеры, единожды описанные, уезжают от нас навеки. Кроме нынешнего случая. Сейчас мы имеем возможность сравнить съемку видеокамерой HC-X920 со съемкой аппаратом выпуска позапрошлого года, HDC-TM900. Сравнивать станем, конечно же, съемку в условиях недостаточного освещения. Итак:
Здесь отчетливо видно, что при одном и том же усилении количество и «качество» шума в кадре у сравниваемых камер разное. И результат явно не в пользу флагмана позапрошлогодней линейки.
Фотографии, которые создает рассматриваемая камера, могут иметь максимальное разрешение 6016×3384 точек (16:9). Так, благодаря большой матрице, видеокамера потихоньку догоняет фотоаппарат среднего уровня.
Lumix Club и Ustream. Причем именно в такой последовательности: Lumix Club → Ustream. Другими словами, не выполнив вход в Lumix Club, вы не получите трансляцию Ustream. Создать учетную запись в Lumix Club можно только с помощью самой видеокамеры. После ввода пароля, камера, посовещавшись с удаленным сервером, выдаст логин вида
476483845991. Внимание! Пароль для входа с этой учетной записью обязательно должен содержать цифры, иначе видеокамера просто не активирует кнопку
Далее. После ввода всех необходимых данных камера подключится к ранее настроенной беспроводной сети и начнет транслировать картинку на Ustream. Точнее, так: не «подключится», а «должна подключиться». И не «начнет транслировать», а «должна начать трансляцию». Потому, что нам так и не удалось провернуть подобный фокус. Lumix Club ни в какую не желал авторизовывать устройство, несмотря на все
правильно введенные данные. И неважно, с какого устройства осуществлялись попытки входа: с видеокамеры, со смартфона и даже с ПК посредством браузера. Возможно, идентификационный номер камеры, которую мы пытались подключить, попросту не внесен в общую базу устройств Panasonic.
Надеемся, в будущем система авторизации и прямой трансляции упростится, и перестанет требовать того, чего пользователь не понимает.
Последний режим эксплуатации Wi-Fi, Наблюдение, также не имел успеха: работа не состоялась. Несмотря на скрупулезное следование инструкции, выполнение в точности всех ее пунктов, автор ничего, кроме такого сообщения, на экране смартфона не увидел.
Предположим: данный скриншот — результат недоработки программного обеспечения. К сожалению, iOS устройств у нас в наличии не имеется, и опыты с другой реализацией фирменного приложения в рамках данного обзора не состоялись.
На прилагаемом к камере компакт диске находится дистрибутив программы HD Writer AE 5.0. Прежние версии программы достаточно подробно изучались в предыдущих обзорах видеокамер Panasonic.
методике в целях установления чувствительности видеокамеры в неизменяемых условиях, а также для определения относительной четкости выдаваемой картинки; результаты этих тестов аккумулируются на странице со сравнением протестированных камер.
Приведенные выше стоп-кадры и ролики подтверждают возможность ошибок баланса белого, которые допускает камера при работе в автоматическом режиме. Изображение, как видим, «заваливается» в красный цвет. Однако, если не полениться и перед каждой съемкой выставить ББ вручную, гораздо более приятная глазу картинка гарантирована.
Также можно видеть, как проявляют себя матрицы с обратной засветкой (технология BSI). Даже при слабой освещенности в 5 люкс, которая примерно соответствует одной 60-ваттной лампочке в комнате средних размеров, виден лишь небольшой монохромный шумок. Детализация в кадре при слабой освещенности, конечно, падает, но в гораздо меньшей степени, чем при использовании обычных, менее чувствительных матриц. Отчетливо видимый цветной шум появляется лишь при включенном полном усилении, которое составляет 18 дБ.
Разрешающая способность камеры не увеличилась. Но и не уменьшилась, оставшись на высоком уровне прежних моделей.
Выводы
Подведем итог знакомства с новой моделью видеокамеры. Это знакомство подтверждает общую тенденцию последних нескольких лет: создается ощущение, что развитие видеокамер Full HD достигло некоего предела. Трудно сказать, какого — теоретического (маркетинг) или практического (технологии). Нынешние изменения касаются по большей части программных возможностей аппаратов: вовсю идет встраивание Wi-Fi, усовершенствование внутреннего ПО, включая более умное шумоподавление. Всего того, что не относится непосредственно к видеосъемке. Но есть все-таки и приятные чисто технологические исключения, как, например, новый тип матриц в рассматриваемой видеокамере.
Помимо матриц с технологией обратной засветки, несомненно играющих серьезную роль в формировании нешумной картинки, вторым значимым плюсом рассмотренной видеокамеры является, само собой, Wi-Fi. Это не переоценишь: удаленное управление, возможность просмотра и даже веб-трансляции без использования каких-то дополнительных (как правило, дорогостоящих) фирменных аксессуаров… Да, при написании настоящего обзора не получилось оценить видеонаблюдение и веб-трансляцию. Предполагаемые причины такого поведения уже были озвучены, но вот еще одна причина, которая, возможно, играет немалую роль:
Как вы уже догадались, это фотография коробки, в которую была упакована предоставленная на тест видеокамера.
***
Изучая очередную модель видеокамеры Panasonic, входящей в топ-класс линейки, мы убедились в назревшей необходимости очередного качественного скачка. Каким он будет? Скорее всего, в ближайшие год-два изменится разрешение видео. Разумеется, не в меньшую сторону, отступать-то некуда. Вместе с разрешением обязательно увеличатся программные возможности, включая развитые интерактивные функции и усовершенствованные технологии беспроводной связи. В любом случае, оценивая немалые возможности видеокамеры Panasonic HC-X920, понимаешь, что негативных тенденций в будущем можно не бояться.